Полезное

 

Обычный гарантийный срок на аккумуляторы 12 месяцев, но на некоторые марки установлена гарантия 2 или даже 3 года. Означает ли это, что такие батареи лучше?

Гарантийным принято считать срок эксплуатации, в течение которого количество отказов не превышает 1 % от количества эксплуатируемых батарей. В период гарантийного срока батарея с выявленным дефектом производственного характера должна быть заменена новой. Практика показывает, что при малоинтенсивной (5—8 тыс. км в год) эксплуатации производственные дефекты выявляются за 10—12 месяцев, а при нормальной эксплуатации – за 3—8 месяцев. Поэтому назначение гарантийного срока больше 12—15 месяцев не создает дополнительного риска для изготовителя. Установление гарантии свыше 1 года является скорее рекламным ходом производителя или продавца. Тем более, что такой ход сопровождается ужесточением требований к условиям замены АКБ.


Может ли срок службы батареи превышать 8 лет?

Срок службы батареи заканчивается после исчерпания технического ресурса электродов (износ решеток), а это в значительной мере зависит от условий и режима эксплуатации автомобиля. Если в течение гарантийного срока батарея выходит из строя по причине разрушения электродов от воздействия условий работы, не соответствующих требованиям инструкции по эксплуатации, либо по причине нарушения правил обслуживания, то гарантийные обязательства на эти случаи не распространяются. При условии технической исправности электрооборудования автомобиля и при соблюдении норм обслуживания стартерных батарей срок службы имеет значительно большую продолжительность по сравнению с гарантийным и может составлять 5—8 лет.


Почему потемнел электролит? Нужно ли его тогда менять?

Потемнение электролита вызвано оплыванием активной массы – от аккумуляторных электродов отделяются мелкие кристаллики двуокиси свинца. Электролит в процессе эксплуатации не срабатывается, и менять его не только не нужно, но и категорически запреще


Как поднять плотность электролита? Почему нельзя поднимать плотность в АКБ доливкой кислоты или электролита?

Сделать это можно путём зарядки батареи и больше никак. Если долить кислоту или электролит, то повышение концентрации электролита резко увеличит скорость оплывания активной массы электродов. Например, увеличение плотности электролита на 0.2 г/куб. см снижает срок службы активной массы в 8—10 раз.


Почему после зарядки аккумулятор снова быстро разряжается? Плотность электролита при этом низкая

Налицо недозаряд аккумулятора. Показатель стопроцентной зарядки батареи – значение плотности электролита 1.28 г/ куб. см. Если у вас нет возможностей (приборов), чтобы контролировать этот показатель, то в решении проблемы могут помочь в нашем сервис-центре.


Аккумулятор быстро разряжается. Что делать?

 

    Во всех случаях снижения работоспособности батареи необходимо:
  • замерить плотность электролита в банках батареи (при наличии пробок);
  • проверить натяжение ремня привода генератора;
  • замерить величину зарядного напряжения генератора при включенной нагрузке.
    Измерение зарядного напряжения на полюсных выводах полностью заряженной батареи производится на частотах вращения коленвала двигателя в 2 000—2 500 оборотов в минуту – сначала без нагрузки, а потом с включенным дальним светом фар. Снижение величины напряжения при измерении с нагрузкой не должно быть более 0.15—0.25 В, а величина зарядного напряжения должна находиться в пределах 13.8—14.4 В;
  • при выключенных потребителях измерить величину тока «утечки» батареи, вызываемой неисправностью электропроводки. Сигнализация и часы на автомобиле суммарно могут потреблять около 30 мА. Если измеренная величина превышает эти значения, то необходимо устранить её причину, так как в противном случае батарея может подвергнуться глубокому разряду при стоянке автомобиля.


Почему «замерзают» недавно купленные АКБ?

«Новизна» аккумулятора не играет здесь никакой роли. Если произошло замерзание электролита и образование льда внутри батареи – значит, она была глубоко разряжена в процессе работы либо при хранении. В процессе разрядки концентрация серной кислоты в составе электролита снижается: чем глубже разряд – тем ниже плотность. Электролит со стандартной плотностью 1.28 г/куб. см замерзает при температуре –64 по Цельсию, с плотностью 1.21 – при –34, а с плотностью 1.07 превращается в лёд при –5.


От чего зависит заряженность батареи?

Настройка регулятора напряжения в первую очередь направлена на обеспечение работы штатных потребителей и заряда батареи в зимних условиях не менее чем на 75 % её емкости. При этом учитываются рабочие характеристики генератора, передаточное отношение от двигателя к генератору, средняя продолжительность движения автомобиля в сутки, мощность и режим работы потребителей электроэнергии. Так что изменение любого из перечисленных факторов создаёт возможность изменения состояния заряженности батареи. В идеале от генератора на клеммы АКБ должно приходить напряжение 14.2 В (допустимый диапазон 13.8—14.6). Чем больше электронных «наворотов» в автомобиле, тем выше допустимое напряжение; например, для авто 1998—2003 года выпуска напряжение 14.4—14.6 – норма.


Каковы особенности эксплуатации аккумуляторов в такси?

Увеличение продолжительности движения автомобиля при стандартной настройке уровня зарядного напряжения приводит к перезаряду батареи, быстрому снижению уровня электролита (за счет выкипания), сокращению срока службы. Установка приёмопередающей радиостанции, постоянно работающей в течение смены (в том числе и во время стоянок), приводит при тех же условиях к недозаряду батареи, снижению её степени заряженности на длительное время, ускоренному оплыванию активного вещества с пластин и сокращению срока службы.


Как влияют неисправности электрооборудования автомобиля на состояние заряженности батареи?

 

  • Генератор. Обеспечивает питание потребителей электроэнергии и полный заряд батареи при исправном состоянии, достаточном времени работы двигателя и движения автомобиля. Износ щёток, коллектора, неисправность выпрямительного блока, ослабление креплений соединительных проводов, ослабление натяжения ремня привода генератора создают условия недозаряда либо полного разряда батареи.
  • Регулятор напряжения. Обеспечивает заряд батареи при установленном изготовителем значении напряжения. Неисправность регулятора напряжения может создавать либо недозаряд батареи (вплоть до полного разряда), либо чрезмерный перезаряд (высокая температура и интенсивное «кипение» электролита), приводящее к ускоренному разрушению решеток положительных электродов вследствие электрохимической коррозии и электролитическому разложению воды из электролита.
  • Стартер. Потребляет электроэнергию батареи для прокручивания вала двигателя при пуске. При наличии неисправности пуск может не осуществиться, стартер не включается. При замыкании в пусковом реле (силовых контактах) может быть ток утечки, способствующий разряду батареи (до отказа).
  • Провода,промежуточные реле, соединяющие источники тока и потребители электроэнергии.Обеспечивают функционирование изделий и подзарядку батареи в заданных режимах. Повреждение изоляции проводов, ослабление точек крепления, окисление в местах присоединения могут создавать аварийные ситуации (возгорание), снижать состояние заряженности батареи до полного разряда. Повреждение «массового» провода может привести к отказу пуска двигателя при исправных батарее и стартере.
  • Предохранители. Обеспечивают питание потребителей электроэнергии в заданном режиме. Неисправности, окисленность в местах контакта нарушают режим работы включенных изделий. Повышенная окисленность предохранителя в цепи заряда батареи приводит к снижению её заряженности (периодическое загорание сигнальной лампы на щитке приборов).
  • Выключатель зажигания. Обеспечивает работу потребителей электроэнергии. При износе контактной группы возможна самопроизвольная остановка двигателя, отказы в пуске двигателя, повышенный саморазряд батарей.


Если я в багажник «Калдины» поставлю 6Ст-190, будет ли он заряжаться от штатного генератора? И как это отразится на других энергопотребителях, например, стартере?

Не имеет значения, какой ёмкости АКБ, главное – багажник не сломать от избыточного веса батареи :-). Ёмкость батареи можно грубо сравнить с ёмкостью бензобака. А смогу ли я залить полную цистерну бензина и её потратить, если прицеплю её к машине? Да, если машина её утянет. 190-я батарея вам даст запас по ёмкости и току. Сколько энергии потрачено – столько надо и восстановить. Если вы потратите много энергии, то необходимо будет и много времени для её восстановления в батарее (так же как и большой бензобак заливать дольше).

Для зарядки АКБ важно значение порогового напряжения, после которого идёт заряд, которое вам задаёт реле-регулятор, при этом ёмкость не важна. Зарядка батарей, от самых маленьких до самых больших, производится одними и теми же зарядными устройствами.

Могут возникнуть ситуации, когда будет потрачено слишком много энергии из батареи и для её восстановления потребуется слишком большое количество времени, что мало возможно при штатной эксплуатации автомобиля. При этом токи на заряд батареи могут быть слишком высокими и недопустимыми для генератора данного автомобиля. Не допускайте полного разряда батареи, что вредно для любой АКБ! При нормальной эксплуатации ничего страшного не будет.

Насчёт стартера. Он потребляет ровно столько, сколько заложено его конструкцией. Машина ведь не потребляет больше бензина, если ей приделать больший бензобак. Батарея – это источник питания. Сравним с домашней розеткой, в которую вы подключаете для питания как самых маломощных потребителей, так и больших, при этом не боясь, что они перегорят. Главное – чтобы напряжение источника и потребителя совпало.


Купил аккумулятор и поначалу он работал хорошо. Но в последнее время стал плохо крутить. Почему это происходит и как с этим бороться?

Для начала вам нужно сделать диагностику автомобиля и самого аккумулятора, чтобы определить причины. Если параметры батареи нормальные, но машина не заводится, значит, дело в машине. Если параметры АКБ изменились и не соответствуют ГОСТу, то нужно понять, почему это произошло. В 90 % процентов случаев причина – неисправность электрооборудования автомобиля или неправильная (некорректная) эксплуатация, т. е. нарушен баланс расхода и восстановления энергии в батарее


Приобрел японскую машину, аккумулятор в ней стоит маленький. Пригоден ли он для езды зимой? И как правильно подобрать аккумулятор?

Нужно исходить из режима эксплуатации, условий хранения, мощности автомобиля и климатической зоны. В Японии климат другой, поэтому там ставятся АКБ меньшей ёмкости, чем у нас. Мы рекомендуем батареи максимальной ёмкости и стартовых характеристик из числа тех, что войдут под капот вашей машины, так как при понижении температуры до –30 градусов стартовые характеристики АКБ упадут практически в два раза.


У меня плохо заводился автомобиль. Подзарядил аккумулятор – и вроде бы решил проблему. Но через какое-то время всё началось снова…

Домашними зарядными устройствами вы не всегда сможете зарядить батарею до конца. А постоянный недозаряд приводит к тому, что АКБ в конце концов выйдет из строя.